Речь об итоговых экзаменах, которые сдают после 9 и 11 класса. После того, как отстрелялись выпускники этого года, ведомство бросило клич общественности - присылайте предложения, замечания, пожелания. А потом весь этот ворох идей обмозговывали эксперты ответственных министерств, пригласили разработчиков заданий, учителей. Четыре дня совещались. И вот что решили.
Главное - отменять не будут ни ОГЭ, ни ЕГЭ, сколько бы ни просили (а предложения вернуть советские экзамены звучат регулярно). Оставят также итоговое сочинение и итоговое собеседование в 9 классе. Потому что все проходит понятно, открыто, по четко регламентированной процедуре.
Однако грядет “модернизация”. Точные сроки перемен пока не называли, лишь обозначили ориентир - не позже 2030 года. И заверили, что “содержательные изменения” точно не коснутся ЕГЭ и ОГЭ 2025 года.
ЧТО ИЗМЕНЯТ
Результаты ОГЭ будут учитывать при приеме в 10 классы и учреждения СПО.
Для обеспечения информационной безопасности на ОГЭ будут использовать защищенную сеть по аналогии с ЕГЭ.
Организаторов и охранников, которые стоят на рамке в пунктах проведения экзамена и ловят тех, кто пытается пронести запрещенку (телефоны, наушники, шпаргалки и пр.), снабдят четкими инструкциями. Также пропишут, как именно следует настраивать металлодетекторы. Это, понятно, оргвыводы после скандальной истории в Воронеже, когда девушки вынеждены были задирать блузки и снимать бюстгальтеры из-за звенящих рамок.
Синхронизируют сроки окончания приема документов в вузы с дополнительными испытаниями. Сейчас они разные, и бывают накладки у тех, кто еще ждет результаты последних ЕГЭ.
Установят предельное время пребывания детей в аудитории в случае технического сбоя. Бывало, что выпускников часами мурыжили, пока налаживали технику, еще и без еды и воды.
При проверке экзаменационных работ будут указывать, за какую ошибку и сколько баллов сняли.
ОБСУЖДАЛИ, НО ОСТАВИЛИ КАК ЕСТЬ
Ломали голову по поводу изменения конструкции ОГЭ, но решили ничего не менять - будет два обязательных предмета и два по выбору.
Круглогодичная сдача ЕГЭ в специализированных центрах - тоже забраковали. Мол, требует значительных финансовых затрат и нарушает принцип равенства возможностей в пользу тех, кто проживает в крупных городах.
Пересдача ЕГЭ по выбору - новшество 2024 года - всем понравилось. Единственный момент вызвал споры - то, что аннулируется первый результат. Может разрешить детям выбирать из двух лучший? Жалко что ли? Решили, что не жалко, но такие поблажки снизят сознательность детей и все кому не лень начнут сдавать “на всякий пожарный”.
А давайте разрешим не сдавать ЕГЭ или проходить аттестацию в другой форме тем 11-классникам, которые не собираются поступать в вузы - это тоже не прокатило. Потому что “несдающие” расслабятся и будут демотивировать “сдающих” и мешать им учиться. Нетушки, пусть все стараются.
Разделять ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни по аналогии с математикой тоже не будут.
Искусственный интеллект - он же везде, может, пусть уже и ответы участников ЕГЭ проверяет. Не только в тестовых заданиях, а все. А вот и не будет. Эксперты сказали, что не дорос еще ИИ до таких задач.
ВОТ ЭТО ПОПРОБУЮТ
Когда-то 11-классники сдавали просто математику. Потом ополчились гуманитарии - мы, мол, на мехматы поступать не собираемся, сделайте нам для аттестата облегченный вариант. Сделали два ЕГЭ - базовую математику и профильную. А теперь хотят слепить обратно в один экзамен, где будет легкая часть (аналог “базы”) и сложная (типа профиль). Первую пишут все, а вторую - по желанию, за дополнительные баллы. Новую модель апробируют, а к 2026 году представят итоги и решат, стоящая идея или нет.
В этом году из-за разрешения пересдач были проблемы с выдачей аттестатов. Будут думать, что с этим делать.
Итоговое собеседование оставили, но собираются изменить формат и критерии оценивания, а также требовать, чтобы выпускники строили свое рассуждение не только на основе литературы, но и истории или других предметов. Апробацию планируют в ближайшие 2-3 года.
…А ОБ ЭТОМ ЕЩЕ ПОДУМАЮТ
Заменить ЕГЭ и ОГЭ цифровым портфолио или хотя бы дополнить - идея не сегодня родилась. Несколько лет назад не просто обсуждали - даже ставили срок – 2024-й. Но нет, в этом году вузы принимали как и раньше - по баллам ЕГЭ, а не за достижения. Сейчас снова вспомнили про портфолио и - оставили в списке “дискуссионных”. То бишь крест не поставили.
Предложение перевести ОГЭ в компьютерный формат (части, которая касается заданий с кратким ответом) ни у кого отторжения не вызвало. Смутила только техническая неготовность регионов. «Это может быть по решению управлений образования, потому что это экономит силы экспертов и уменьшает количество бумаги, которую нужно печатать для экзаменов» — вот так объявили.
Обещали подумать и над предложением учителей физики и информатики принимать абитуриентов на технические специальности по сумме трех ЕГЭ: профильной математики, физики и информатики, а результаты русского языка учитывать только по принципу «зачет»/«незачет», установив минимальный порог баллов.
А что если ввести в ЕГЭ по литературе устную часть? В дополнение к письменному экзамену. Пусть, мол, выпускники блеснут навыками выразительного чтения или риторики. Да-да, и такое предлагали. Но эксперты мягко съехали: дескать, может быть, когда-нибудь…
На режим ожидания поставили и идею выделить в ЕГЭ по обществознанию общую часть и модульную, которая различалась бы в зависимости от выбранного направления обучения в вузе - философия или социология, политика, право. То же самое и с географией, ведь кому-то для поступления важнее экономическая, а кому-то физическая.
Бурно дискутировали насчет того, нужно ли публиковать демонстрационные варианты КИМов в начале учебного года. Дескать, из-за этих демоверсий и звучат упреки про натаскивание и что дети школьную программу проходят выборочно, забивают на «ненужные» предметы. Противники парировали - а как же 11-классников готовить? И все, тупик. В-общем, скорее нет, чем да.
https://www.kp.ru/daily/27628.5/4978870/