В Рособрнадзоре готовятся обсудить «интегральные оценки» за 11 класс. Имеется в виду средний балл по аттестату, который хотят добавить к результатам ЕГЭ для поступления в вузы. Аттестация за общее среднее образование сейчас очень отличается от системы поступления в колледжи после 9 лет обучения. Для девятиклассников важен только аттестат, по среднему баллу которого они участвуют в конкурсе, без учета ОГЭ. Тогда как выпускники полного курса школы поступают в высшие учебные заведения только по результатам ЕГЭ, «сдобренным» баллами за индивидуальные достижения.
Надзорное ведомство готово подключиться к обсуждению так называемой интегральной оценки для выпускников полного курса школы. На днях с таким предложением выступил глава СПЧ Валерий Фадеев, который обратил внимание на то, что ученики 10 и 11 классов сосредоточены только на подготовке к ЕГЭ. И что от такого подхода страдают «ценностные дисциплины» — литература, географии и история — которые школьники редко выбирают на ЕГЭ как дополнительные предметы.
Ранее, когда споры вокруг возможности отмены ЕГЭ разгорелась не на шутку, и предлагались варианты того, «как нам обустроить госэкзамены», говорили и про ОГЭ. Что, мол, этот экзамен, фактически, школьнику не нужен, раз оценки не идут в аттестат.
- Есть и еще важная деталь, о которой мы говорили раньше, – отмечает методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Если введут дисциплинарную оценку, отметку за поведение, о чем тоже шла речь на совещании с участием президента 10 декабря, получится, что она важна только для 9-классников. Которые идут в колледжи по среднему баллу в аттестате. Для 11-классников, поступающих с ЕГЭ, хорошее или плохое поведение может сказываться лишь на индивидуальных достижениях, которые дают дополнительные баллы к ЕГЭ.
То, что образование – это «система сдержек и противовесов», становится понятно при каждой новой реформе. Поэтому их и стараются совершать мягко, как отмену Болонской системы в вузах, к примеру. Сначала пилот на 6 вузов по полному отказу от бакалавриата и магистратуры, сейчас 1000 вузов участвуют. ЕГЭ – это сложно и нервно, все знают, да еще и дорого. И сегодня в условиях нехватки рабочих рук, поступление во многие учебные заведения СПО (средне-профессиональное образование) должно быть упрощено, а не усложнено «интегрированием» результата ОГЭ.
Все знают и о том, что решение о поступлении на ту или иную специальность в определенный вуз или хороший колледж семьи принимают сильно загодя. И правительство тоже: идея ранней профподготовки кадров, необходимых для развития технического суверенитета и социальной сферы, заложена и в новую стратегию образования. Которая прогнозируемо делает ставку на инженерию, специальности IT, химию, физику, биологию. Профильность в школах начиная с 5-7 класса, новая профориентация, профильные экзамены в вузах, перечень которых на днях официально утвержден. В 2025-2026 эти нововведения системе бы «переварить», куда накидывать еще?..
- Могу согласиться с тем, что изменения в ЕГЭ должны быть щадящими к ученику, постепенными и хорошо взвешенными, – говорит учитель русского языка и литературы, репетитор Лариса Панова. – Нервное напряжение велико, в некоторых школах даже разрешают уйти на такое полудомашнее обучение в 11 классе, вкладываясь только в три-четыре предмета. Хорошо это или нет, трудно судить.
Но точно нельзя говорить о том, что из-за ЕГЭ какие-то другие предметы побоку. У нас так программа построена, что старшая школа дублирует среднюю. Нового ученики не проходят, они изучают те же темы, но более углубленно. А учебники по большинству предметов в 5-9 классе более чем подробные. Мне как классному руководителю родители иногда жалуются. Например, зачем ребенку знать детали сражений между англичанами, французами и голландцами в борьбе за колониальную Индию – недавно спрашивали. Или зачем доподлинно изучать строение пыльцы в пестике цветка, если никто не собирается идти на медицинский. О поверхностном изучении каких-то предметов из-за ЕГЭ речи не идет. В средней школе у нас крепкая программа.
Справка «МК». Госэкзамены по новому образцу стали обязательными в 2009 году, но апробация новой системы итоговой аттестации в школе шла 9 лет, с 2000 года.
Основная цель ОГЭ – оценка уровня освоения программы основного общего образования. Шкала оценивания – стобалльная. Результаты влияют на получение аттестата и могут учитываться при поступлении в профильные классы средней школы или в колледжи/техникумы. Однако в большинстве случаев результаты ОГЭ не являются определяющими при поступлении в колледжи, которые часто проводят свои вступительные испытания, вдобавок к среднему баллу аттестата.
ЕГЭ заменил традиционные выпускные экзамены и стал основным критерием для поступления в высшие учебные заведения. Результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной системе, причем каждый вуз устанавливает собственные проходные баллы для различных специальностей.