You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

В Рособрнадзоре предложили «добавить ОГЭ» для поступления в колледж Отменят, учтут, введут вместо аттестата: уходит лафа госэкзамена

Вывести из зоны комфорта выпускников основного общего уровня образования, которые после 9 класса идут учиться в колледж, собрались в Рособрнадзоре. Глава ведомства предложил «учитывать результат» ОГЭ при поступлении на уровень среднепрофессионального образования (СПО). Правда, будут ли важны для поступления только баллы ОГЭ или их приплюсуют к аттестату, не сообщается. Доселе приемная кампания в СПО проходила лишь на основании среднего балла по аттестату выпускника 9 класса.

Как именно собрались учитываться результаты ОГЭ – большой вопрос. Но в одном можно определенно согласиться с главой ведомства – поступать только «по аттестату» неправильно, ведь оценки можно «нарисовать» какие угодно. Что и стало одной из причин введения в нашей стране системы госэкзаменов.

Однако четыре оценки за ОГЭ, два основных предмета (русский, математика) и два дополнительных по выбору, которые суммируются со средним по аттестату – одна ситуация. И совсем другое дело, если в колледжах (техникумах, училищах) будет приемная кампания, аналогичная ЕГЭ. И зачисление будет проходить только на основании баллов ОГЭ, как это происходит с ЕГЭ и вузами. Тут снова правда Рособрнадзора – конкурс на некоторые перспективные направления в СПО не уступает высшей школе. Хотя сразу просматривается и такой нюанс: если системы уровнять, то и в колледжах надо вводить поступление сразу в 5 учебных заведений и систему приоритетов.

Тогда можно будет точно говорить о полноценной реформе госэкзаменов. А ОГЭ экзамен более чем полновесный: по данным Рособрнадзора, в 2024 году ЕГЭ сдавало 700 тысяч человек, а ОГЭ – полтора миллиона. Но внимания к этой экзаменационной кампании по традиции приковано куда меньше, результат ОГЭ никуда не идет. И «возникает совершенно справедливый вопрос: для чего сдают экзамены в девятых классах?»

На волне повышенного внимания, которое сейчас приковано к теме госэкзаменов вообще, на фоне разговоров об отмене ЕГЭ, беспокойство надзорного ведомства объяснимо. С одной стороны, общий госэкзамен проходит по такому же сложному регламенту, как и ЕГЭ: те же рамки металлодетекторов, комиссии, камеры и так далее. И количество выпускников больше, и там, где 11-классники пишут сочинение-допуск к экзамену, в 9 классе проводят собеседование. Чтение, разговор по тексту, потом диалог по картинке. На каждом таком экзамене сидит экзаменатор-собеседователь и еще наблюдатель, так положено.

Действительно странно, что все эти недюжинные усилия идут в никуда. Зачем этот ОГЭ вообще нужен? – таким вопросом задаются в парламенте. На недавнем расширенном заседании комитета ГД по просвещению, посвященном реформе или отмене ЕГЭ, было на удивление «много ОГЭ». Депутаты говорили о том, что вообще не понимают, зачем «это нужно после 9 класса», лишний стресс и трата государственных средств. Прозвучали предложения ОГЭ «взять и отменить», вместо ЕГЭ или вместе. Сэкономить деньги и нервы…

Школа на распутье: названы три варианта реформ госэкзамена

Собственно, идея не нова – отменить ОГЭ депутаты предлагали и раньше. Мол, в 10 класс идут все подряд, сдали они общий госэкзамен или не сдали, в колледжи поступают без ОГЭ – зачем? Тихо между собой в педсообществе шепчутся, что ОГЭ нужен только проверяющим для составления рейтингов школ. Дабы учитывать результаты тех детей, кто уходит после 9 класса. Но разве не с той же целью «срезов знаний» школьники пишут ВПР (Всероссийские проверочные работы)?..

Эксперты также указывают на правовое неравенство, возникающее между выпускниками разного уровня образования в школе. Результат ОГЭ ни на что не влияет, баллы ЕГЭ определяют поступление в вуз. Если к этому добавить ситуацию, в которой студенты уже в колледже пишут ЕГЭ и их к этому всячески побуждают, функция ОГЭ в системе образования выглядит еще более расплывчатой.

- Да, это актуальная тема, – говорит эксперт в области образования Мария Бушуева. – Я сама много лет отработала в системе СПО, в техническом колледже преподавала русский язык и литературу. Могу сказать, что раньше, до введения системы госэкзаменов был какой-то ценз при поступлении, то сейчас его нет. И в колледж идут люди, которые не могут там учиться вообще. Не могут читать печатный текст, например, такое бывало. А в аттестате «четверка» по русскому языку. Такие студенты вылетают с первой сессии. Помню рекорд, на очно-заочном отделении после первой сессии из группы вылетело 13 человек, осталось 8.

Поэтому надо или добавить результаты ОГЭ в средний балл по диплому. Или ОГЭ сделать критерием, почему нет? По уровню заданий экзамен посилен даже для троечника. Или вообще отменить ОГЭ и дать возможность всем СПО, а не только перечневым, проводить у себя ДВИ (дополнительные вступительные испытания), устраивать собеседования.

https://www.mk.ru/social/2024/07/16/v-rosobrnadzore-p..