В рамках работы над новым национальным проектом «Молодежь и дети» Минпросвещения, Минобрнауки, Минфин и Рособрнадзор должны разработать «Стратегию развития образования до 2030 года». Проект документа появится к марту 2025 года. Между тем несколько стратегических документов, посвященных развитию образования, в России уже есть. Зачем нужен еще один и чего от него ждать, разбирались «Известия».
Какую стратегию разработают в правительстве
В правительстве сообщили, что формирование нового национального проекта «Молодежь и дети» должно завершиться до 30 августа, однако ряд документов, которые должны появиться в увязке с нацпроектом, выпустят позже. Один из таких — «Стратегия развития образования до 2030 года», проект, которой председатель правительства Михаила Мишустина поручил разработать и представить в правительство Минфину, Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзору. Срок исполнения поручения — до 4 марта 2025 года.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что в России уже есть несколько стратегических документов, посвященных образованию. Это госпрограмма «Развитие образования», в которой существует раздел «Стратегические приоритеты в сфере реализации госпрограммы до 2030 года», а также отдельный проект по развитию высшего образования — «Приоритет-2030».
Трудности перехода: в России создадут бесшовную систему образования
Правительство выстроит непрерывную связь от детского сада до вуза
В «Стратегических приоритетах» госпрограммы «Развитие образования» в общем виде описываются цели государственной политики в сфере образования. Среди них, например, появление России в числе 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; доступность качественного дошкольного образования; увеличение доли выпускников, которые работают по специальности после окончания колледжей; формирование эффективной системы выявления и поддержки талантов и т. д. В качестве основного механизма, который обеспечивает реализацию целей госполитики, обозначено «предоставление субсидий из федерального бюджета» регионам.
Далее расписывается, как этих целей нужно достигать: например, за счет формирования новой модели среднего профессионального образования, проведения чемпионатов по профессиональному мастерству, реализации инициативы «Профессионалитет», обновления ФГОСов, совершенствования системы итоговой аттестации, укрепления здоровья школьников и т. д. Прописывается судьба конкретных программ: в частности, подчеркивается, что будет продолжена реализация программы «Земский учитель». Утверждены и правила предоставления субсидий регионам на мероприятия госпрограммы.
Нужен ли новый стратегический документ
Зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская говорит, что в «Стратегии развития образования до 2030 года», в отличие от государственной программы «Развитие образования», будут более детально указаны шаги, необходимые для обеспечения качественного образовательного процесса.
— В государственных программах, как неоднократно говорил президент Владимир Путин, описываются общие проблемы, по которым выстраивается общая работа по их достижению, без конкретных шагов, — пояснила она «Известиям». — «Стратегия развития образования до 2030 года» будет привязана к новому национальному проекту «Молодежь и дети», и там будут описаны конкретные проблемы, поставлены конкретные цели и конкретные исполнители, выделена определенная сумма денег на реализацию каждой цели.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина замечает, что госпрограмма «Развитие образования» была принята в 2017 году (последние изменения в нее были внесены в июне 2024 года), с тех пор многое изменилось и в стране, и во всём мире: от новых категорий обучающихся (участников СВО и их детей) до возвращения воспитательной функции в образовательные организации. По ее словам, это значительно изменило подход к управлению в сфере образования, поэтому разработку стратегии она называет следующим логичным шагом. При этом Любовь Духанина ждет от стратегии как раз общего плана действий, описывающего долгосрочные цели и методы их достижения, а не конкретных мероприятий с источниками финансирования.
Она добавляет, что в этом году указом президента была утверждена новая «Стратегия научно-технологического развития РФ» — и она тоже должна оказать влияние на систему ориентиров в образовательной политике.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отмечает, что за последние два-три года появилось большое количество различных инициатив, направленных на изменения в образовании. Однако они «не всегда связаны между собой и часто выглядят как моментальная реакция на внезапный вызов».
— Полагаю, что в стратегии могут и должны найти отражение такие задачи, как снижение доли людей, выходящих на рынок труда без профессии (после девятого или 11-го класса), определение действий по подготовке специалистов, необходимых для достижения технологического суверенитета страны, задачи по развитию кадрового потенциала системы образования и многие другие вопросы, на которые нам предстоит ответить за ближайшие пять лет, — считает эксперт.
https://iz.ru/1747050/sergei-gurianov/uchebnyi-plan-v..