Сисадмины для нейросетей будут выпускаться со средним образованием
В Минпросвещения вовсю идет разработка нормативов и программы обучения на IT-специальности с искусственным интеллектом (ИИ) для колледжей. Паспорт содержит не только такие привычные направления подготовки для айтишников, как «администрирование баз данных» (сисадмин) или «разработчик программного кода» (кодер), а также коды и архитектуру данных для ИИ и обучение нейросетей (AI-тренер), и другие профессии будущего, которые станут доступны и без «корочки» о высшем образовании.
Экспертами и раньше говорилось, что для программиста начального уровня, администратора сетей и т.п. «вышка», в общем-то, ни к чему. «Программист учится всю жизнь» — избитая аксиома. Она применима и к IT-специальностям, связанным с ИИ. Многие в вузах считают, что на такие специальности следует готовить 3-4 года, «а дальше опыт и практика». Столько и будут учиться в колледже на специалиста по ИИ. Три года и 10 месяцев после 9-го класса, 2 года и 10 месяцев — после 11-го.
Представленная министерством программа называется «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта». Выпускники получат квалификацию «специалиста среднего звена» по работе с ИИ. Описаны и основные направления деятельности этих «средних» ИИ-специалистов: разработка кода для искусственного интеллекта, администрирование баз данных и обучение готовых моделей искусственного интеллекта. Область их применения кодифицируется как «связь, информационные и коммуникационные технологии».
Для еще большей конкретики в тексте документа уточняют, кого именно будут выпускать колледжи «с ИИ». Если с программистами или сисадминами понятно, то какова область применения знаний у «специалиста по коммуникациям» с нейросетями»?
В проекте сказано, что выпускники колледжей и техникумов будут «осуществлять выбор готовых моделей» ИИ, «формировать сценарии обучения готовых моделей» искусственного разума, проводить «обучение и калибровку» этих самых моделей. Еще будут проверять, правильно ли нейросети учатся и функционируют, а потом «оформлять результат проведения процедуры обучения». Также «формировать запросы для работы с искусственным интеллектом с целью визуализации данных». Таких специалистов, судя по отзывам из компаний, сейчас больше всего не хватает.
Понятно, что такие продвинутые навыки требуют особой учебной подготовки. Наряду с «общеобразовательными предметами», включая физкультуру и ОБЗР, у студентов-очников в расписании будут такие дисциплины, как «Дискретная математика с элементами математической логики», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Основы проектирования баз данных», «Основы проектирования информационных систем» и др. А также модуль по «освоению компетенций цифровой экономики», по «одному или нескольким видам деятельности, осваиваемым в рамках образовательной программы». Кстати, разработанная программа вполне подходит не только для уровня средне-профессионального образования (СПО), но и для высшей школы.
Накануне стало известно о новой олимпиаде для школьников по ИИ. Ежегодная ведомственная олимпиада проводится с 2019 года, и также в тесной коллаборации с вузами и нашими IT-компаниями. В том, что России по-прежнему держит знамя международной кузницы айтишников, можно было убедиться этим летом на международной олимпиаде по ИИ (IOAI). В присутствии 39 команд из разных стран, Россия стала первой по количеству золотых медалей в личном зачете и по сумме баллов за оба этапа соревнований. Проблема лишь в том, чтобы сделать такие компетенции массовыми и поставить на профессиональные рельсы.
- В опубликованном тексте программы еще интересно упоминание новой образовательной технологии в рамках нацпроекта, — говорит методист и преподаватель СПО Вадим Аксеев. — То есть сама методика в части профильных предметов подразумевает другой подход к обучению, более быстрый и эффективный. Через новые отраслевые кластеры, например. Где не только практика нормальная у студентов, но и преподаватели тоже из реальной сферы, и обучение на предприятиях. С компаниями и производством вместе разрабатываются и методички, учебные пособия. Понятно, что и трудоустройство будет при таком подходе проще.
Сейчас всем, наверное, интересно — где, когда? Думаю, что, если федеральный стандарт уже есть, внедрение начнется в следующем году. Тем более, время торопит, «надо уже вчера». Сориентировать по колледжам могу так: смотрим, где уже есть подготовка по IT-специальностям и кто работает по новому образовательному профильному стандарту. Другое направление поиска — различные «школы» при IT-компаниях, сетевые программы вуз-колледж.
https://www.mk.ru/social/2024/11/04/minprosveshheniya..